Творческий путь Акиры Куросавы

Начало: 1910-1947



          Акира Куросава родился 23 марта 1910 года в семье потомственного самурая и был самым младшим ребёнком в семье, где помимо его росло ещё шестеро детей - три сестры и три брата. Поступив в школу, Акира поначалу ничем не выделялся среди своих сверстников, однако, позднее его выбрали старостой. Он пользовался авторитетом среди товарищей, отличался в каллиграфии и кендо, чем был особенно доволен его отец, который, желая передать традиции своего древнего самурайского рода своим детям, пытался привить сыновьям любовь к военной службе. Однако ему это не удалось. Старший брат Акиры, Хейго, вопреки воле отца, выступал во время сеансов немого кино комментатором (бенси) под псевдонимом Теймей Цуда. В обязанности комментатора входило не только описание и пояснение происходящего на экране, но также поддержание психологического настроя картины с помощью звуковых эффектов и озвучивания реплик героев. Хейго Куросава был заметной фигурой Токийского бомонда. Акира тайком от отца навещал его, вместе они посещали йосе (традиционную японскую эстраду) и кинотеатры. В возрасте 27-ми лет, Хейго вместе со своей подругой, ушел в горы и там они совершили двойное самоубийство.


Акира Куросава: "Последний раз мы виделись за 3 дня до этого. Мы расстались на станции Син-Окубо. Он отправил меня домой в такси, но когда машина тронулась, окликнул и остановил её. "Что случилось?",- спросил я его. Он пристально посмотрел на меня тяжёлым взглядом, заглянул мне прямо в лицо и ответил: "Ничего". Мы расстались. Теперь я понимаю, что он переживал в тот момент. В следующий раз я увидел его уже под окровавленной простынёй… Он был моим любимым братом, я не перестаю скорбеть о нём".


          К тому времени Акира уже был членом Всеяпонской ассоциации пролетарского искусства, его работы, посвященные классовой борьбе, выставлялись в рамках выставок ассоциации. Несмотря на то, что в 1928-м году он провалился на экзамене в художественную школу, его работа 'Seibutsu' была признана критикой и выставлена на Nika Exhibition, что можно считать точкой отсчета в его художественной карьере. Однако, материальной выгоды это не приносило и в 1936 году, Куросава, пройдя сложный конкурс (примерно 100 чел/место), получает место помошника режиссёра в компании PCL, которая, объединившись с ещё тремя другими, в 1937 году становится студией "ТОНО".


Акира Куросава: "Меня прикрепили к группе Кадзиро Ямамото. Он был настоящим учителем. Благодаря ему я нашёл своё призвание, и кино стало делом всей моей жизни. Он учил меня работе на всех этапах - писать сценарии, монтировать и так далее - всей азбуке режиссуры".


          В это время, чтобы хоть как-то заработать, Куросава пишет один киносценарий за другим, однако их постановку доверяют не ему, а второстепенным режиссёрам студии. Зато его роль в создании фильмов Ямамото становится всё более заметной. На съёмках нашумевшего фильма "Лошадь" на некоторых этапах он фактически замещает режиссёра и его труд становится известен.


Кадзиро Ямамото: "Когда я ставил фильм "Лошадь", Куросава всё ещё числился моим ассистентом, но настолько вырос, что, по сути дела, был моим "вторым я". Он отвечал за работу нашей съёмочной группы, и я мог спокойно уехать в Токио, заведомо зная, что на съёмках всё будет в порядке. Он вносил коррективы там, где что-то недоглядел я. В сущности, он был требовательнее меня. Поскольку это проявлялось на каждом шагу, все начали осознавать меру его таланта. О нём заговорили, суля прекрасное будущее".


          В 1943 году Куросава ставит свой первый самостоятельный фильм - "Сугата Сансиро" ("Легенда о дзюдо"), по собственному сценарию, написанному на основе одноименного романа Цунео Томита. В разгар Второй мировой войны, когда Япония уже познала все её тяготы и горести, дух милитаризма в искусстве был немного ослаблен и появилась возможность снять исключительно развлекательное кино. Коммерческий успех фильма был настолько велик, что спустя два года кинокомпания "ТОНО" вынудила Куросаву снять продолжение - "Сугата Сансиро 2" или "Новая сага о дзюдо" (1945).


Акира Куросава: "Сугата" моя первая режиссёрская работа, но она не казалась мне дебютом. Я считал себя вполне подготовленным человеком".


          В перерыве между этими фильмами Куросава снимает современный фильм по собственному оригинальному сценарию "Самые нежные" (1944). Картина не была одобрена цензурой, но в прокат всё-таки вышла. Одну из главных ролей в фильме исполнила его будущая супруга Його Якути. Свадьба состоялась 21 мая 1945 года, а 20 декабря у них родился сын - Хисао Куросава. "Наступающие тигру на хвост" (1945) - экранизация спектакля "Кандзинтё", надолго отбила у Куросавы любовь к театру "Кабуки". Несмотря на взгляды своей молодости, Куросава в это неспокойное время не очень то увлекался политикой, а всё больше пытался просто делать своё кино, по возможности обходя цензурные заслоны. Фильм "Творящие завтрашний день" (1946), сделанный по заказу профсоюза работников "ТОНО" и состоящий из трех новелл, каждую из которых снимал другой режиссёр, даже не включается во многие фильмографии Куросавы. Эта работа убеждает Куросаву в невозможности для себя коллективного творчества. Позже это отмечается и всеми теми, кому довелось работать с Куросавой - он принадлежит к породе режиссёров-деспотов, подчиняющих своей точке зрения весь остальной коллектив и снимающих именно "авторскую" версию фильма.


Акира Куросава: "Фактически фильм этот не мой, а является коллективным трудом целой группы и доказывает, что подобный метод работы себя не оправдывает. Я справился со своей задачей за одну неделю. Ещё сегодня меня клонит ко сну при звуках его музыки, посвящённой празднику Первого мая".


          Но политическая тема ещё появляется в творчестве Куросавы - в фильме "Не сожалею о своей юности" (1946) повествующем о студентах антимилитаристах. В картине "Весёлое воскресенье" (1947) режиссёр показал объёмную и живую картину послевоенного общества.


Акира Куросава:"Хотя меня и удостоили за этот фильм звания лучшего режиссёра года, мне кажется, он сделан недостаточно изящно. Это наверняка не самый мой любимый фильм. Однако я учёл свою ошибку и, создавая "Пьяного ангела", был уже начеку".

Далее >>


| Главная | Биография | Фильмография | Чтиво | Галерея | Файлы | Гостевая книга | Ссылки |

Hosted by uCoz