Rashomon


Название: Расёмон / Rashomon
Оригинальное название: Rashomon
Жанр: Драма
Продолжительность: 88 мин
Год выпуска: 1950 (премьера - август)
Студия: SHОCНIKU
Режиссер: Акира Куросава (Akira Kurosawa)
Сценарий: Акира Куросава (Akira Kurosawa) и Синобу Хасимото (Shinobu Hashimoto) по мотивам рассказов Рюноскэ Акутагавы (Ryunosuke Akutagawa) Музыка: Фумио Хаясака (Fumio Hayakawa)
Оператор: Кадзуо Миягава (Kazuo Miyagawa)
В ролях: Тосиро Мифунэ (Toshiro Mifune) - разбойник Тадзёмару, Масаюки Мори (Masayuki Mori) - самурай Такэхиро, Матико Киё (Machiko Kyo) - жена самурая Масаго, Такаси Симура (Takashi Shimura) - дровосек, Минору Тиаки (Minoru Chiaki) - монах, Китидзиро Уэда (Kichijiro Ueda) - бродяга, Дайсукэ Като (Daisuke Kato) - полицейский, Фумико Хонма (Fumiko Honma) - колдунья и др.

ХI век. Во время дождя под чудом сохранившимися посреди разрушений воротами прячутся трое: монах, бродяга и дровосек. Монах считает, что справедливость и добро ещё существуют, а бродяга, что мир - это ад. Дровосек рассказывает о трагедии, свидетелем которой он был: в лесу разбойник убил самурая и овладел его женой. Эти же события расказываюся и участниками трагедии (дух убитого самурая вызывается колдуньей). Каждый из них, отстаивая свою точку зрения, рассказывает историю совсем иначе.

Наиболее известная из работ Куросавы, принесшая режиссёру знаменитость во всём мире, Золотого льва Святого Марка и "Оскар". Интересно, что в Японии фильм был принят довольно холодно, а на международный кинофестиваль в Венеции (где и получил главный приз) попал почти что случайно.

В основе сценария два рассказа классика японской литературы Рюноскэ Акутагавы "В чаще" и "Ворота Расёмон". Первый является по сути тремя новеллами, рассказанными от лица разбойника, самурая и его жены. Главной темой является не поиски истины, которая непостижима, а исследование человеческой сущности. Из рассказа "Ворота Расёмон" Куросава позаимствовал историческую обстановку и сам образ волшебных ворот.

К трём версиям участников трагедии, описанным у Акутагавы, Куросава прибавляет рассказ дровосека, который, несмотря на свою наибольшую "объективность", впрочем, тоже наверняка не правдив, т.к. обнаруживается, что и он не безгрешен. Дровосек украл драгоценный кинжал жены самурая, что даёт право некоторым исследователям творчества Куросавы предполагать, что именно он - убийца.

Куросава предложил Мифуне в работе над ролью использовать пластику диких животных. Когда они просматривали плёнки с записью движений чёрной пантеры, актриса Матико Киё, исполнявшая роль жены самурая, в испуге прикрыла лицо руками. Этот жест Куросава попросил её запомнить, чтобы использовать в картине.

Куросава, стараясь достичь предельной чёткости изображения в этом фильме, опирался на традиции и опыт немого кино. Простота, присущая дозвуковым фильмам, смотрится в картине очень уместно. Операторская работа идеальна.

Акира Куросава: "У нас были свои сложности в работе над картиной. После монтажа первой части на студии начался пожар, а во время дубляжа студия горела вторично. Мне тяжело вспоминать те времена. Потом я даже не знал, что фильм послали на фестиваль в Венецию. И он наверняка не был бы послан, если бы Джулиано Страминджоли, тогдашний глава "Униталия Фильм", не увидел его и если бы картина эта ему не понравилась".


| Главная | Биография | Фильмография | Чтиво | Галерея | Файлы | Гостевая книга | Ссылки |

Hosted by uCoz