Drunken Angel


Название:Пьяный ангел / Drunken Angel
Оригинальное название: Yoidore Tenshi
Жанр: Драма
Продолжительность: 98 мин
Год выпуска: 1948 (премьера - апрель)
Студия: ТОНО
Режиссер: Акира Куросава (Akira Kurosawa)
Сценарий: Акира Куросава (Akira Kurosawa) и Кейноскэ Уэкуса (Keinosuke Uekusa)
Музыка: Фумио Хаясака (Fumio Hayakawa)
Оператор: Такео Ито (Takeo Ito)
В ролях: Такаси Симура (Takashi Shimura) - врач Санада, Тосиро Мифунэ (Toshiro Mifune) - Мацунага, Рэйдзабуро Ямамото - Када, Тиеко Накакита (Chieko Nakakita), Митиё Когурэ, Норико Сэнгоку, Эйтарос Синдо и др.

Врач Санада практикует в нищем районе и понемногу спивается. Однажды к нему попадает молодой хулиган Мацунага, раненный в драке с местными гангстерами. Врач обнаруживает у него открытую форму туберкулёза и начинает лечить его не только физически, но и духовно, пытаясь завоевать доверие озлобленного парня. Это помогает самому доктору сохранять человеческий облик. Но Мацунага гибнет, защищая молодую девушку от главаря гангстеров. Эпизод, приведший к его физической смерти, становится эпизодом его духовного рождения. Фильм сурово повествует о сложном послевоенном времени.

В этом фильме Куросава впервые сотрудничает с великолепным актёром, ставшим для него настоящей находкой - Тосиро Мифуне. Для того это была лишь вторая роль в кино, да и первую он получил только благодаря своей готовности выполнять все сложные трюки самостоятельно. Однако его темперамент и обаяние настолько очаровали режиссёра, что сценарий был переписан уже в процессе съёмок, чтобы, как говорил Куросава о новом актёре, "дать ему волю". Это решение стало историческим - после успеха картины, Мифунэ стал одним из самых востребованных актёров Японии, а его сотрудничество с Куросавой породило 16 великолепных картин, в каждой из которых, режиссёру удавалось открыть талант Мифунэ с новой, неожиданной стороны.

Акира Куросава: "Он поразительно быстро воспринимает намерения режиссёра. Стоит мне только начать объяснение, как он уже всё понял. Большинство японских актёров - полная ему противоположность, поэтому мне хотелось, чтобы Мифунэ развивал свой дар".

Поначалу Куросава задумывал использовать в этом фильме музыку из "Трёхгрошовой оперы", однако ему не удалось приобрести права на неё. И именно с этого фильма Куросава начинает работать с композитором Фумио Хаясакой. Их сотрудничество обогатило мир кино многими смелыми открытиями. Например, в данной ленте, Куросава и Хаясака впервые попытались использовать киномузыку не только как дополнение к изображению, а как самостоятельную величину, сложение которой с видеорядом порождает новое художественное пространство, новый смысл. В частности этим и вызвано решение использовать мелодию весёлого вальса в самом печальном эпизоде картины.

Акира Куросава: "Мы говорили о том, как сочетать музыку и действие приёмом контрапункта. Музыкальное сопровождение сглаживает взлёты и спады волнообразного течения киноповествования и делает фильм гладким, плоским. Киномузыка должна не столько совпадать с ритмом действия, сколько соответствующим образом выпадать из этого ритма, создавая дополнительное средство выразительности".

В этой картине Куросава показал небывало для того кинематографа реалистичную картину города. Мелодраматический сюжет скрывал за собой натуралистичные эпизоды из жизни послевоенной Японии. Куросава утверждал, что "ни в каком другом фильме не содержалось столь большого интереса к людям". Чтобы сделать сюжет картины более живым, решено было написать образ главного героя - врача, первоначально выходившего слишком идеальным, немного пореалистичнее.

Акира Куросава: "У нас были трудности с одним из героев - самим доктором. Мы с автором сценария несколько раз переписывали роль, и всё же она оставалась неинтересной. Мы готовы были уже сдаться, когда я догадался, что герой получался слишком голубым. И мы сделали его пьяницей. В тот период киногерои, как правило, были либо ослепительно белые, либо чернее чёрного. Мы сделали доктора серым".

Фильм "Пьяный ангел" стал знаменательной вехой и в творчестве Куросавы и в истории кино. Критики называли Куросаву "режиссёром-публицистом", очевидно пытаясь этим подчеркнуть, что он интересуется злободневными темами, однако, испытание временем показало, что настоящее искусство не сиюминутно, а вечно, и эта картина интересна в современной России так же, как и в Японии 40х годов.

Акира Куросава: "В этом фильме я был наконец самим собой. Это была моя картина: её делал я и никто другой".


| Главная | Биография | Фильмография | Чтиво | Галерея | Файлы | Гостевая книга | Ссылки |

Hosted by uCoz